Орнитология

В природе больные и ослабленные птицы погибают от голода или становятся жертвами хищников. Часто бывает так, что сородичи сами убивают больных и раненых членов стаи. Это называется естественным отбором. Многие птицы, чтобы избежать уничтожения вследствие болезни, выработали различные стратегии, которые затрудняют распознать признаки заболевания. Если вы понаблюдаете, например, за стаей воробьев, то увидите как минимум одну птицу, которая не совсем здорова. Когда она чувствует, что за ней не наблюдают, она сидит, нахохлившись на земле. Если же члены стаи приближаются к ней, птица сразу начинает активно что-то клевать на земле, даже если клевать нечего.
     Птицы, содержащиеся в вольерах и клетках, ведут себя также. Они продолжают есть, даже если смертельно больны, часто до тех пор, пока не упадут с жердочки. Больные птицы во время сна крепко держатся за жердочку обеими ногами, тогда как здоровые часто спят, удерживаясь лишь одной ногой. Если же птица в течение всего дня одну ногу поджимает или постоянно бережет, это значит, что нога у нее повреждена.
     Когда птица сидит с более или менее сильно выгнутой спиной и загнутым вниз хвостом, можно говорить о каких-то изменениях и болях в брюшной полости, например при опухолях, затруднениях яйцекладки или заболеваниях кишечника.
     Острую дыхательную недостаточность можно легко определить по учащенному подрагиванию перьев хвоста соответственно ритму дыхания. При сильной отдышке птица открывает клюв для лучшего «захватывания воздуха».
     Вследствие нарушения терморегуляции, которые, как правило, развиваются у больной птицы, она мерзнет. Чтобы уменьшить излучение тепла с поверхности тела, оперение топорщится. Пуговичные глаза становятся мутными, запавшими, птица держит их полузакрытыми, что является характерным признаком нарушения здоровья.
     При подозрении на заболевание вашего пернатого друга следует немедленно показать его врачу-орнитологу.