Неврология животных

Большинство владельцев, придя на профилактический осмотр с животным к терапевту, интересуется для чего нужно делать прививки, так ли они важны и нужны. Прививки не только защищают наших питомцев от инфекционных, бактериальных и грибковых болезней собак и кошек, но и оберегают нас от возможности заражения зооантропонозными болезнями такими как лептоспироз и бешенство, дерматофитозы (стригучий лишай, трихофития, микроспория).

Рассмотрим одно из самых опасных болезней собак и кошек, передающихся человеку - бешенство.

Бешенство -это зооантропонозная, особо опасная вирусная болезнь различных видов животных, в том числе собак и кошек, а также человека; характеризуется в основном острым течением, тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Болезнь обычно заканчивается гибелью животного.

Возбудитель - нейротропный РНК-содержащий вирус из семейства Рабдовирусов. Источником возбудителя инфекции являются зараженные животные (больные, вирусоносители), у которых за 1-2 недели до проявления клинических признаков заболевания вирус появляется в слюне. Поэтому такие собаки и кошки, находящиеся в инкубационном периоде болезни, опасны для людей и других животных. Для бешенства наиболее типичным является контактный способ заражения; оно происходит через инфицированную слюну больных животных, которая попадает при укусах в раны или на слизистые оболочки и поврежденную кожу (эрозии, ссадины).

Клинические признаки заболевания бешенством появляются чаще всего через 3-8 недель после заражения. У собак и кошек клинически различают в основном две формы болезни: буйную (агрессивную) и тихую (паралитическую). Однако нередко бешенство может протекать в атипичных формах.

Буйная форма проявляется последовательно сменяющимися тремя стадиями: первая – продромальная (начальная, меланхолическая), вторая – возбуждения (маниакальная), и третья – паралитическая (депрессивная). В начале заболевания отмечают изменение в поведении собак и кошек: животное необычайно ласково или, напротив, капризно, настороженное, не выполняет команды. Собака непривычно возбуждена, часто разгрызает место укуса. Аппетит понижен или извращен, животное поедает несъедобные предметы, наблюдается обильное слюнотечение и рвота. Такое состояние длится 1-4 дня.

Во второй стадии болезни собака резко возбуждена, агрессивна, грызет землю и различные предметы, стремится убежать. Часто больные собаки неожиданно набрасываются на других животных или людей. В дальнейшем появляются конвульсивные припадки, которые постепенно учащаются, увеличивается их продолжительность. При этом отмечаются высокая температура (до 410 С), рвота, параличи отдельных групп мышц (глотки, гортани, конечностей), развивается косоглазие; нижняя челюсть отвисает, из пасти вытекает слюна; лай становится хриплым, заглушенным. Продолжительность этой стадии 2-3 дня. Последняя стадия (паралитическая) характеризуется резким истощением животного, прогрессирующими параличами задних конечностей, затем туловища, передних конечностей. Под воздействием вируса происходит дегенерация нервных клеток головного и спинного мозга, что обуславливает различные неврологические нарушения и гибель животного от асфиксии. Продолжительность третьей стадии 2-4 дня.

У кошек симптомы болезни бешенства такие же, как у собак, но агрессивность выражена сильнее.

Тихая форма бешенства у собак и кошек клинически характеризуется общей депрессией, без стадии возбуждения. Быстро наступают параличи мышц конечностей и туловища. Болезнь длится всего 2-4 дня, и животное погибает.

Атипичная форма проявляется различными нетипичными для бешенства признаками. Болезнь характеризуется подострым или хроническим (до 2-3 месяцев) течением. При этом наблюдают вялость и безучастность животных, расстройства нервной системы, пищеварительной и других систем организма.

Лечение при бешенстве не разработано. Больных и подозрительных по заболеванию животных уничтожают, так как их содержание связано со смертельным риском заражения людей и других животных.

Бешенство относится к группе особо опасных болезней животных и человека. В Санкт-Петербурге все собаки подлежат профилактической вакцинации против бешенства. При этом оформляется официальный ветеринарный паспорт на каждую собака и кошку с печатью ветеринарного учреждения. Невакцинированных собак запрещается использовать для службы, охраны, охоты, племенного дела, перевозить их и участвовать с ними в выставках.

Для специфической иммунопрофилактики собак и кошек используют вакцины против бешенства: Defensor 3, Eurican LR, Nobivac RL, Nobivac R, Rabisin, Qadricat.

Первичную вакцинацию животных против бешенства проводят в 3-месячном возрасте, а ревакцинацию ежегодно.

В нашей клинике производят вакцинацию против бешенства собак и кошек и оформляются официальные ветеринарные паспорта.