Сальмонеллёз птиц

Сальмонеллёз птиц (Salmonellosis avium) — инфекционная болезнь многих сельскохозяйственных и диких птиц, протекающая в виде септицемии с поражением желудочно-кишечного тракта и органов дыхания у молодняка и хронически или латентно у взрослых птиц с поражением репродуктивной системы.
     Сальмонеллы могут вызывать пищевые токсикоинфекции у людей. При этом заболевание может характеризоваться рвотой, температура тела повышается до 38—39 °С, отмечается полное отсутствие аппетита, появляются боли в животе. Затем спустя несколько часов возникает жидкий водянистый понос, испражнения обильные, иногда может быть примесь слизи и крови. Частота стула зависит от степени тяжести инфекции. Вскоре присоединяется обезвоживание, заболевание сопровождается выраженным токсикозом (иногда вплоть до судорог).
     Инфекцию распространяют птицы-бациллоносители, выделяющие возбудителей с пометом. Не исключена возможность, что бациллоносители откладывают контаминированные яйца, из которых выводятся уже больные птенцы.
     Большинство птиц переболевает сальмонеллёзом латентно. Выраженная форма заболевания возникает у ослабленных птиц, при высокой вирулентности возбудителя. Птенцы отказываются от корма и чаще погибают в возрасте 8-14 сут. Молодые птицы апатичны, теряют способность к полету, мало едят, много пьют воды, перо взъерошено, чаще всего возникает расстройство функций кишечника и погибают они в возрасте 50-70 дней. При скрытой форме сальмонеллёза птицы кажутся здоровыми, однако они опасны, как источник возбудителя инфекции. При развитии кишечной формы болезни может встречаться как острое, так и хроническое его течение.
     Целью наших исследований сальмонеллёзабыло выяснить роль синантропных птиц (голубей) в распространении Salmonella enteritidis инфекции у птиц.В результате бактериологического исследования материала выделено 42 культуры энтеробактерий, в том числе следующие виды: Salmonella enteritidis (сальмонелла)–11, 9%, Escherichia coli (кишечная палочка) – 54, 7%.